belyj_ross (belyj_ross) wrote,
belyj_ross
belyj_ross

"Сатана там правит бал..."

«САТАНА ТАМ ПРАВИТ БАЛ…»
(История и современное состояние белорусской автокефальной «церкви»)

Белый Росс

История православной церкви ХХ века отличается значительным расцветом ереси филитизма (то есть попыток создания некоей «национальной» церкви и отделится от канонических территориальных поместных церквей). Первыми, видимо, создали национальную «церковь» украинские националисты, пытаясь отделиться от РПЦ. На протяжении ХХ века такие «церкви» создавались ещё не раз, но ни к каким более или менее заметным успехам никогда не приводили. Не отставали от других и наши отмороженные белорусские националисты, хотя их попытки создания «нацыянальнае беларускае царквы» выглядели на фоне всех остальных на редкость убого.

В 1920-1930 годы попытки объявить автокефалию предпринимались несколько раз группами по нескольку человек. Тогда на них попросту никто не обращал внимания (мало ли сумасшедших: одни изобретают вечные двигатели, другие – автокефальные церкви, бывает). Поэтому только после оккупации Белоруссии немецко-фашистскими войсками, автокефалисты получили поддержку, так как национальное и религиозное разобщение русского народа являлось одним из направлений оккупационной политики. Существовавшее на тот момент в Белоруссии священство всеми силами сопротивлялось попыткам объявления автокефалии и в клоунских сходках автокефалистов участия не принимало. Тогда немцами по доносам «свядомых» были проведены репрессии против православного духовенства, митрополит Пантелеймон был сослан в монастырь, а на оставшуюся часть епископата усилилось давление с требованием скорейшего объявления «независимости» церкви от Московского Патриархата.

Епископату белорусской митрополии до самого конца войны удавалось морочить голову недалеким и не сведущим в церковном праве коллаборационистам и их фашистским хозяевам. Так, в 1942 году, когда фашисты под угрозой ареста заставили епископов объявить автокефалию, последние были вынуждены принять т. наз. «Статут Автокефальной Православной Национальной Церкви», однако, в конце в него внесли фразу «Каноническое объявление автокефалии наступит после признания её всеми автокефальными церквами», которая превращала этот статут в ничего не значащую бумажку, так как было очевидно, что ни одна из поместных церквей признавать такую «автокефалию» не будет. Коллаборационисты, а тем более немцы, не поняли смысла этой фразы (если вообще дочитали Статут до конца), поэтому были уверены, что епископы объявили «беларускую нацыянальную царкву». Их иллюзии быстро развеялись, когда после эмиграции епископов в 1944 году в Германию, они в полном составе и с большей частью паствы вошли в Русскую православную церковь зарубежом, оставив успевших сбежать пособников фашистов в горьком недоумении. Последние вынуждены были обратиться к главе украинских автокефалистов Поликарпу с просьбой «создать для белорусов национальную церковь». Вероятно, сам Поликарп был невысокого мнению об эмигрантах, поэтому в 1948 году отдал им одного из наиболее одиозных своих епископов, находящегося к тому же под анафемой Константинопольского Патриархата, Сергея Охотенко. Вторым епископом сделали за пару недель неизвестно откуда взявшегося Владимира Тамащика, которого «рукоположили» под именем Василия. После этого, «епископ» Сергей уехал в Австралию, а «епископ» Василий – в США.

Как уже показала история, если имеются два белорусских националиста, то грызня между ними из-за денег рано или поздно начнётся. Не стала исключением и БАПЦ. Первые склоки между новоиспечёнными «архиереями» начались уже в 1960-х годах. «Епископ» Василий правил железной рукой, самолично контролируя все финансовые потоки и не допускал «епископа» Сергея к какому либо участию в этом благочестивом занятии. Последний почувствовал себя обворованным, однако, сидя в Австралии, мало что мог противопоставить Василию, жадность которого простёрлась настолько, что он отлучил от денег не только австралийского коллегу, но и собственных сподвижников. Поэтому Сергею не составило большого труда найти в США и перетянуть на свою сторону несколько недовольных. В их числе оказался и «священник» Александр Крит, которого Сергий, в обход Василия, «рукоположил» в «епископы» с именем Андрей, намереваясь пошатнуть позиции Василия (два голоса против одного) и заставить того делиться. Василий, однако, не желая выпускать из рук столь жирный кус, в ответ рукоположил в «епископы» Николая Мацукевича и таким образом, число «епископов» в обеих тусовках вновь сравнялось. При этом необходимо помнить, что стремительный рост числа «епископов» никак не сопровождался ростом приходов, поэтому к концу 1968 года в БАПЦ на 1 «епископа» приходилось 1,5 прихода.

Так установилось хрупкое равновесие. Вскоре после смерти обоих епископов (кстати, ни один из «епископов» БАПЦ не умер нормальной смертью. Так, Сергей умер под анафемой Константинопольского Патриарха, как умер Василий неизвестно, так как его нашли через 1,5-2 недели после смерти, при этом голова у него была отделена от тела) противостояние разгорелось с новой силой уже между «вторым поколением» – «епископами» Андреем (которому удалось захватить власть над приходами в США с центром в Бруклине, и он объявил себя главой БАПЦ и «митрополитом») и Николаем (который перебрался в Канаду и также объявил себя главой БАПЦ).

В 1979 году в БАПЦ пришёл бывший инженер Иван Бруцкий. В связи с острым кадровым голодом (идиотов из БАПЦ никто не признавал и не желал к ним идти) «митрополит» Андрей очень быстро превратил обычного нецерковного мирянина в «епископа» (вероятно, в душе показывая язык Николаю). Однако Иван, видя противостояние Андрея и Николая, проявил мудрость и решил «рукоположиться» ещё и у Николая (мало ли, кто из них возьмёт верх), что успешно и осуществил, хотя по правилам Вселенских Соборов повторное рукоположение карается немедленным извержением из всех степеней священства. Но, очевидно, что православные каноны волновали «епископов» меньше всего (оно и понятно – каноны в кошелёк не положишь). Тут уже забеспокоился Андрей и решил поступиться частью, чтобы не потерять всё. Так, играя на противоречиях «архиереев», Иван Бруцкий сумел вырвать у Андрея часть финансов и полномочий. Став «епископом» под именем Изяслав, Бруцкий вместе с Андреем наложили на Николая анафему. Николай, в свою очередь, объявил группировку Андрея «неканоничной» и «безблагодотной».

Вскоре умер Андрей (доведённый до смерти своими «прихожанами») и новым главой бруклинской группировки стал Изяслав Бруцкий. Ближайшим сподвижником Изяслава стал «секретарь консистории БАПЦ» Борис Данилюк, личность весьма загадочная. Во время войны был активным коллаборационистом и провокатором, сдал немцам слонимское подполье, за что был приговорён партизанами к смертной казни. Однако сумел бежать в Германию, а затем в США. Осмотревшись на новом месте, Данилюк решил присоединиться к БАПЦ (бруклинской группировке), так как религиозные организации налогами не облагаются, и под их крышей можно проворачивать солидные финансовые махинации. Очень быстро Данилюк стал вторым человеком у Изяслава и постепенно, по мере старения и дряхления Изяслава, превращался в фактического правителя. На протяжении многих лет Данилюк упорно продвигал на руководящие посты своих родственников и знакомых, так что сейчас всё руководство бруклинской БАПЦ состоит из мошенников, лично преданных Данилюку и к православию никакого отношения не имеющих.

После распада СССР в Европу и США хлынул новый поток желающих поживится за счёт американских налогоплательщиков, часть из которых пришла в БАПЦ, осознав всю материальную выгоду такого шага. С этого момента история БАПЦ начала напоминать мексиканский сериал с его страстями, изменами и интригами.

Сохраняющий контроль над приходами в Канаде и частично в США «архиепископ» Николай Мацукевич не оставлял попытки взять под свой контроль изяславскую БАПЦ. С этой целью он принимает в «свою» БАПЦ всех сомнительных личностей, изгнанных в разное время из других юрисдикций, постепенно превратив её в отстойник для тех, кого уже никуда больше не принимают. В их числе оказался и бывший сотрудник Московского Патриархата (не бывший священником) журналист Александр Сологуб. После изгнания его из МП Сологуб стал писать длинные «разоблачительные статью» о Русской православной церкви, и этим приглянулся Мацукевичу, который за 2 недели превратил мирянина Сологуба в «епископы». Однако, в мацуковичской БАПЦ Сологуб покусился на самое святое – на финансы, сразу после вступления пытаясь прибрать к рукам недвижимость и финансовые пожертвования. Только тогда Мацукевич понял, какую змею он пригрел на груди и отплатил Сологубу извержением его из «сана» и отлучением от церкви уже через месяц после приёма, после чего Сологуб стал писать разоблачительные статьи уже про БАПЦ Мацукевича. В 2002 году Николай Мацукевич умер (под анафемой "собора БАПЦ", причем все православные священники других юрисдикций отказались его отпевать). Изяславу удалось установить контроль над частью его приходов. Однако, выяснилось, что сразу же после смерти Мацукевича Сологуб быстро сориентировался и рукоположил в «епископы» серба Йована Пурича и объявил себя наследником Мацукевича и новым главой БАПЦ, сохранив за собой небольшую группу прихожан.

Тем временем в Бруклине, «митрополит» Изяслав, видя стремительную деградацию своей группировки и понимая, что бороться с этим он уже не в состоянии, «рукоположил в епископа Барановичского и Бруклинского» бывшего священника, изгнанного из Московского Патриархата, Василия Костюка и назначил его местоблюстителем митрополичьего престола (то есть исполняющим обязанности главы церкви). Приехав в США, «епископ» Василий пришёл в ужас: церковные службы превращены в политические митинги, в здании собора Кириллы Туровского в Бруклине происходят постоянные пьянки (для этого даже был выделен отдельный зал, где даже в Великий пост проводились пиры с обильными возлияниями), всё руководство БАПЦ не имеет вообще никакого представления даже об основах православной веры и представляет собой шайку неонацистов, занимающихся бизнесом под крышей православия. Немногочисленные «священники» и прихожане находятся в полном подчинении у Данилюка и его группы, которые за малейшее несогласие со своими действиями объявляют их агентами КГБ и выбрасывают на улицу (один из этих «священников» – Игорь Якунин – сейчас пишет книгу «Аферы «белорусской автокефалии»). Фактически, как писал потом Василий, «БАПЦ превратилась в псевдохристианскую националистическую тоталитарную секту, весьма далёкую от церкви».

Василий попытался привести БАПЦ к некоему хотя бы подобию православной общины, однако сразу же натолкнулся на сопротивление группы Данилюка, не желавшей ничего менять. Они объявили Василия (кем?) ну, разумеется, «агентом КГБ», заблокировали здание церкви и попросту не пускали туда своего собственного «предстоятеля», а затем и вовсе «сняли его с должности» и «извергли из сана» (разумеется, никого не беспокоило, что это противоречит всем мыслимым православным канонам). Скандал с многочисленными взаимными обвинениями продолжался несколько месяцев, пока, наконец, «епископ» плюнул на всё и уехал обратно в Белоруссию (на прощание наложив анафему на Данилюка и Сильвановича, ещё одного мошенника, перешедшего в секту Данилюка из мацукевичской БАПЦ, где занимался отмыванием денег под видом «помощи детям» Чернобыля, почти по Остапу Бендеру), где основал свою собственную «церковь», при этом, продолжая называть себя главой БАПЦ. Интересно отметить, что в качестве одного из аргументов сторонников Данилюка в споре против Василия ими был высказан тезис, что устав БАПЦ не запрещает заниматься гомосексуализмом и колдовством (правда, Василий категорически отказывается говорить, в каком контексте была высказана данная мысль).

После «бунта» «епископа» Василия и его успешного подавления, «митрополит» Изяслав в качестве жеста отчаяния сам наложил анафему на Данилюка. Данилюк (которого анафемы интересовали меньше всего) решил обезопасить себя от дальнейших возможных действий престарелого Изяслава, угрожающих его положению и финансовым интересам. Последний был фактически похищен и помещён в закрытый дом престарелых, где у него развилась болезнь Альцгеймера. Сейчас Изяслав находится в растительном состоянии, не может сам себя обслуживать и не узнаёт окружающих. Для Данилюка наступила золотая пора – он сделал невозможном доступ кого-либо к Изяславу и стал фактическим руководителем бруклинской БАПЦ, регулярно подделывая различные письма, обращения и справки о «рукоположениях», написанных, якобы Изяславом, хотя где Изяслав и что с ним (и вообще, жив ли он до сих пор) никто не знает. После захвата Данилюком власти над бруклинской группировкой, в Белоруссии и (в основном) на Украине в массовом порядке стали появляться «священники» с подписанными якобы Изяславом справками об их рукоположении и собирать средства на БАПЦ, находящуюся под гнётом «крывавага рэжыму». Аппетиты «святароу» были столь велики, что даже украинские автокефалисты пришли в изумление и провели собственное расследование, в результате которого несколько «святароу» вынуждены были, бросив все, бежать за пределы Украины.

В БАПЦ Данилюка органически вписался и профессиональный эмигрант Зенон Позняк Его, разумеется, приняли, несмотря на то, что он вообще не православный, а католик (но когда БАПЦ волновали подобные мелочи?). Позняк с новыми силами принялся искоренять «агентов КГБ», то есть прихожан, которые на службе предпочитали петь «Христос Воскрес!», а не «Жыве Беларусь!». Бурная деятельность Позняка вызвала недоумение у Католической церкви, которая немедленно призвала своё заблудшее чадо одуматься и покаяться. Чадо, разумеется, плевать хотело на эти увещевания.

В результате «чисток» Позняка и Данилюка в бруклинской БАПЦ не осталось ни одного «священника». «Церковь» оказалась в совершенно идиотском положении, однако вскоре было объявлено о вступлении в БАПЦ нового «святара». Действительно, в здании БАПЦ появился какой-то человек, который надевал одежду православных священников и имитировал православное богослужение. При выяснении, откуда это чудо взялось, было обнаружено, что новый протеже Данилюка вообще не священник, а вовсе даже выгнанный за пьянство из Киевского патриархата псаломщик. Сей факт никого не смутил, и бывший псаломщик, никогда не рукополагавшийся даже в дьяконы, и поныне продолжает «вести службы» (хотя возможно, что Данилюк ему подсуетил очередную «справку от Изяслава» о «рукоположении»).

Ещё одним колоритным персонажем в руководстве бруклинской БАПЦ является Вячеслав Лонгин, который последовательно был изгнан украинскими униатами, Киевским Патриархатом, УПЦ Константинопольского Патриархата. наконец был «рукоположен» Николаем Масюкевичем, но и здесь Константинопольский Патриархат объявил о незаконности такого «рукоположения» и Логин нашёл приют в компании таких же жуликов, как и сам – Данилюка, Позняка и Сильвановича, которым не было никакого дела до каноничности или неканоничности и до мнения Константинополя.

Белорусские мошенники не отставали от своих американских собратьев. Первые группировки, называющие себя автокефальной белорусской церковью появились уже в середине 1990-х годов. Так, в 1994 году некто Юрий Рыжий возглавил организацию под названием «Всемирный Американский Патриархат Белорусской национальной церкви», основанную в 1974 году его братом, (видимо, одной Белоруссии ему показалось мало, не солидно), к этому времени уже умершим. К чести Рыжего стоит отметить, что в церковные дела он особо не вмешивался, а занимался исключительно бизнесом: любой желающий мог за определённую сумму в его «патриархате» стать «священником», «епископом», а если денег хватит – то и «патриархом». За совсем отдельную сумму «патриарх» Рыжий мог провести «рукоположение» заочно и выслать клиенту соответствующую справку. К данному бизнесу Рыжий подключил и нескольких изгнанных из Киевского патриархата «священников». (Кстати, брат Рыжего, также занимался в зарегистрированном в США ВАПе банальным мошенничеством – активно продавал приглашения мексиканцам и даже организовал «Институт Евфросинии Полоцкой», куда приезжали «учиться» «студенты» из стран третьего мира. Понятно, что назад «студенты» из США не возвращались, а Рыжий скопил приличное состояние).

Вскоре в «патриархате» Рыжего были «рукоположены» Пётр Гуща (в «епископа») и Леонид Акалович (в «священника»), также решившие заняться «автокефальным бизнесом». Они основали в Белоруссии свою собственную БАПЦ, и некоторое время дурили сельских старушек, слабо разбиравшихся в вопросах канонического права, собирая у них «пожертвования». Именно Гуща с Акаловичем, и присоединившиеся к ним впоследствии ещё несколько мошенников, и есть те «священники», которых часто можно увидеть на митингах и демонстрациях оппозиции.

Биография Петра Гущи может послужить хорошим материалом для написания не одного криминального романа. В 1975 году «епископ» получил шесть лет тюрьмы за хищение государственного и личного имущества, разбойное нападение, незаконное ношение холодного оружия, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. ст. 87 ч.2, 141 ч.2, 143 ч.2, 213 ч.3 и 205 УК БССР). В начале 1980-х годов в пригородах Минска было зафиксировано несколько нападений и изнасилований женщин. В ходе следствия оперативники вышли на Гущу, который был арестован, но признан невменяемым, и с 1985 по 1988 годы проходил принудительное лечение в психиатрической больнице. В 1998 году «епископ» был вновь арестован за проникновение на территорию детского сада для (как написано в обвинительном заключении) «длительной демонстрации обнаженного полового органа малолетним девочкам Ботик Вере и Жиляниной Оле (8 и 10 лет соответственно), а также занятия онанизмом в их присутствии, на территории детсада №375 по ул. Восточной, 54а, в г. Минске около 17 часов 6 марта 1998 года». В ходе следствия было установлено, что ещё в юности Гуща проходил судебно-психиатрическую экспертизу в Гомельской облпсихбольнице и получил диагноз психопата с признаками параноидального развития личности. После вынесения приговора (3 года лишения свободы в колонии строгого режима за злостное хулиганство с особым цинизмом) «епископ», находившийся под подпиской о невыезде, скрылся на Украине, где продолжает называть себя главой БАПЦ и живописать ужасы лукашенковского режима.

Ввиду совсем уж сильной одиозности Гущи и его сторонников с ними предпочитают не связываться даже американские группировки БАПЦ (хотя не последнюю роль в этом играют чисто меркантильные причины, так как кормушка – фонды-посольства – одна, а претендентов много). Несмотря на это сами гущевцы заявляют о наличии у БАПЦ Гущи сотен приходов во всех областях Белоруссии, а также в России, на Украине и в странах дальнего зарубежья (реально нет ни одного).

В конце 1990-х годов в Гродненской епархии Русской православной церкви за хищение денег был запрещён в служении священник Иван Спасюк. Ему было предложено покаяться, однако Спасюк сразу понял, что канал выкачивания денег из Гродненской епархии для него закрыт навсегда: даже если прещение с него будет снято, контроль над его финансовой деятельностью будет весьма строг. Нужно было искать новые источники финансирования, и лучшим выходом из положения Спасюк посчитал создание собственной «церкви», и демонстративное нарушение законов, дабы заработать себе имидж «преследуемого за религиозные убеждения». Необходимо отметить, что его план полностью удался – Спасюк, не мудрствуя лукаво, взял уже раскрученный как в белорусской оппозиции, так и в Госдепе США бренд «БАПЦ» и объявил себя ещё одним её главой (получив «архиерейское» звание всё в том же Всемирном Американском Патриархате Юрия Рыжего). После этого он объявил, что «крывавы рэжым» вместе с Белорусским Экзархатом начали его преследовать (в чём данное преследование заключается, он не пояснил) и на своём личном огороде стал строить здание «церкви». Получив разрешение, на строительство жилого дома, Спасюк намеренно внёс в проект значительные и ни с кем не согласованные изменения. По закону такие действия влекут отмену разрешения на строительство и снос сооружения, что и было сделано под крики и визги оппозиции о «кощунственном осквернении беларускае нацыянальнае царквы».

Цель Спасюка была достигнута, и он, заработав себе лавры «змагара, пераследуемага крывавы рэжымам», сразу же бросил своих прихожан и уехал в США, оставив с носом недоуменных оппозиционеров, ожидавших, что Спасюк активно включится в их деятельность. Там он присоединился к группировке Сологуба, о котором было сказано выше, клятвенно заверив, что у его группы насчитывается 70 приходов и 35 священников. На свою беду Сологуб ему поверил и принял в свою БАПЦ. Обещанных приходов Сологуб так и не увидел, более того, Спасюк решил «сам царствовать и всем владеть» и, договорившись с Пуричем, низложил Сологуба, объявив себя главой БАПЦ. Сологуб, разумеется, такой наглости не ожидал и отлучил их от церкви, одновременно заявив, что их «низложение» незаконно. Ныне «епископ» Сологуб работает на бензоколонке, а «епископ» Спасюк получает пособие.

Успех автокефалистских афёр приковывает к БАПЦ завистливые взгляды мошенников, изгнанных из других юрисдикций. Так, расстриженный католический дьякон Дмитрий Беленький, извергнутый из сана за женитьбу на разведённой женщине, зарегистрировал очередную, свою собственную, БАПЦ в Кливленде, США. Под крышей этой «БАПЦ» функционирует сеть азартных игр бинго, а статус религиозной организации позволяет ему получать налоговые льготы.

Можно ещё долго описывать похождения БАПЦовцев и их афёры, однако формат статьи этого не позволяет. Но даже по беглому взгляду на историю этой секты становится ясно, ни о каком православии в БАПЦ не может идти и речи. К тому же один средней величины приход РПЦ в Белоруссии имеет раз в десять больше прихожан, чем все приходы всех многочисленных БАПЦ вместе взятых. Православный человек должен знать, что, идя в БАПЦ, он идет к людям, которые не являются священниками, не имеют права крестить, исповедовать, венчать, отпевать и совершать другие таинства (а если и делают это, то полнотой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви такие действия признаются недействительными), а их отправляющие и принимающие попадают прямиком к Сатане.

Фактически под крышей разнообразных БАПЦов действуют псевдохристианские секты мошенников, извращенцев, а порой и откровенных сатанистов, эксплуатирующих идею белорусского национализма и «автокефальной церкви» в своих личных целях. Впрочем, для белорусского национализма такая ситуация не является чем-то новым или необычным и история БАПЦ, как отражение истории белорусского национализма вообще, это иллюстрирует и подтверждает.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments